Все о великом посте!

                                                                        Все о великом посте

Приближается самый строгий и продолжительный пост в христианстве. Это время ограничений и молитв, и особенно постараться православным придется в последнюю неделю, предшествующую Пасхе.

Это время удивительное, неповторимое в годичном цикле богослужений. Особенное, светлое, радостное и в то же время по-своему трудное. Пост происходит от слова «пусто». Имеется ввиду «пусто на еду». В это время мы прежде всего ограничиваем себя в пище, в удовольствиях, в развлечениях для того, чтобы наша духовная сила окрепла, поскольку, как говорит Апостол Павел: «Плоть (имеется в виду не само тело, а плотская жизнь человека) стремится в одну сторону, хочет одного, а дух хочет другого, они противоречат друг другу».

Для того чтобы усилить духовную жизнь, необходимо ослабить жизнь плотскую. Один древний святой сравнил это с ударами отрядов конницы по обузам вражеской армии. Устав поста очень строгий. Первые три дня человек раньше вообще ничего не ел, включая также царских, например, персон. Пост предполагает воздержание от мясного, молочного, желательно сладкого. Но на самом деле человек должен подбирать рацион сам себе, посоветовавшись со священником. Потому что та мера, которая изложена в Типиконе, она рождена среди монашествующих более 1000 лет назад. Людей, которые привыкли к аскезе, любили ее и имели к ней глубокий вкус, и желали ее максимально использовать для усиления духовной жизни. Конечно современному человеку, который постоянно бежит много работать физически и интеллектуально выполнить устав практически невозможно.

Смысл Великого поста и главная цель: духовное обновление, очищение и воспитание души. Соответственно и провести время поста надо так, чтобы все дела и поступки способствовали этому. Это время пронизано радостью духовной жизни и близости к Богу.

Пост длится 48 дней, которые делятся на два периода. Первый — Святая четыредесятница, символизирующая те 40 дней, которые Иисус Христос провёл в пустыне в посте и молитве, прежде чем выйти на проповедь. Этот период заканчивается накануне Лазаревой субботы и Вербного Воскресения.

Дарья Елфимова 

Второй период — Страстная седмица. Это завершающая неделя Великого поста, когда Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя и его крестные страдания. Все богослужения Великого поста по-особенному торжественные и проникновенные. Участие в них помогает человеку настроиться на нужный лад, отвлечься от суеты, заглянуть в свою душу.

В Великий пост священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье и не пропускать те уникальные, совершенно потрясающие службы, которые есть только в этот период. О каких службах может идти речь?

В первую очередь, конечно же, чтение Великого покаянного канона Андрея Критского. Это совершенно удивительные аллюзии и ссылки к ветхозаветной и новозаветной истории, которые помогают душе взглянуть на себя правильно. Можно даже немного сказать рискованно «взглянуть на себя божьими глазами». А это и есть покаяние.

Службы, совершаемые в среду и в пятницу с утра – это литургия преждеосвященных даров. Дело в том, что с древнего времени в Великий пост кроме субботы и воскресенья не совершается полной литургии. Для того чтобы христиане могли все-таки быть укрепленными в своей духовной жизни, оставлялись в храмах освященные святые дары.

Затем, на пятой неделе поста, в среду вечером совершается знаменитая служба «Стояние Марии Египетской». В пятницу этой же недели вечером проходит служба «Похвала Пресвятой Богородицы».

На второй, третий, четвертый день седмицы по субботам совершается поминовение усопших. Это родительские субботы, три раза за Великий пост.

А вот начиная с Лазаревой субботы на Руси все дела откладывались, все работы, какие только можно закрывались и все были каждый день на службе. Затем в понедельник, вторник и в среду происходит воспоминание событий страстной седмицы, когда Господь грядет на вольную страсть. Это удивительные по своей глубине и поэтической силе тексты. Все это помогает человеку погрузиться в это скорбное время страстной седмицы, тем не менее через все это он пробивается все ближе и ближе к Светлой Пасхе Христова.

Великий пост – это прежде всего время воздержания от зла, и не только от плохих поступков, но и от дурных мыслей, гнева, обид, высокомерия, зависти, праздности. На самом деле постоянное возрастание в любви и отказ от зла – это проповедь всей жизни христианина, а не только 48 дней в году. Просто в Великий пост верующие особенно стремятся к этому, упражняясь в молитве, покаянии и добродетели.

Многих людей смущает такая ситуация: у них были намерения достойно провести Великий пост, но что-то пошло не так. В гостях вдруг забылся и наелся мясной пищи, поссорился с домашними, на работе плохо подумал о человеке, не пошёл на церковную службу, соврал другу... Наша жизнь наполнена событиями и ситуациями, в которых не всегда удаётся поступить так, как хотел.

Что делать в таких случаях? Многие, оступившись, совсем отказываются от поста: «Значит, не судьба, не в этот раз». Но это большая ошибка. Нет такого человека, у которого всё всегда получалось бы с первого раза, без ошибок и заблуждений. Нужно пробовать снова и снова. Исповедоваться, причаститься и вступить в пост с новыми силами. В этом преодолении ошибок и проступков и состоит духовный труд каждого человека. Не зря же в Евангелии есть притча о заблудшей овце, возвращению которой Пастырь радуется больше, чем целому стаду.

Так что, если с самого начала у человека не получилось поститься, как запланировал, надо продолжать пробовать и радоваться даже небольшим успехам.

"Говение и молитва должны быть в соответствии друг с другом. В противном случае воздержание в еде будет обычной диетой", — говорит протоиерей Максим Первозванский.

И вспоминает известную поговорку: при входе в храм нужно снимать шляпу, а не голову. Эти слова, считает он, следует взять за правило всем, кто хочет говеть.