Народные обычаи и традиции Воронежской области. Летние праздники

Народные обычаи и традиции Воронежской области. Летние праздники

Народные традиции и обычаи нередко входят неотъемлемой частью и в нашу жизнь, оказывают на нее влияние. Так, например, в календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными датами церковного календаря, как, например, предвестие о рождении Иисуса Христа (Благовещенье), праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до того как были введены эти праздники, существовали языческие обряды, которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним относятся Масленица, Встреча весны, Семик, Ивана Купала и многие другие, которые впоследствии были совмещены с новыми для народа христианскими праздниками.

До настоящего времени в селах и деревнях Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и язычества. Мы расскажем о некоторых летних традициях нашего народа.

Праздник Рождества Иоанна Крестителя отмечается православным миром 7 июля. Этот праздник совпадает с календарным праздником славян — Иоанна Купалы (Ивановым днем). Основное содержание обрядности этого дня представляет собой сложный комплекс ритуальных действий и верований. Наши предки отмечали наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца — жатвы. В Воронежской губернии, как и вообще в русской традиции, в этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке — «чтобы не болеть». В с. Никольское Воробьёвского уезда обливали водой молодоженов, когда они приходили в гости к родителям. В Иванов день вода считалась целебной, ею обливались и умывались от разных болезней. Чаще всего такие обливания совершались парнями.

С днем Ивана Купалы связано много древних легенд. Считалось, что именно в Иванов день природа раскрывает свои тайны, растения и животные говорят человеческим языком, солнце «играет», переливаясь разными цветами. До сих пор в селах помнят обычай «высиживать» папоротник. Считалось, что увидевший, как в полночь на Иванов день раз в году зацветает папоротник, найдет клад. Папоротнику приписывали связь с нечистой силой, вот и называли его колдуном. В заговорах и молитвах Илья-пророк помогает найти клад, улучшить урожай цветущих трав. На Иванов день девушки пели обрядовые песни, водили хороводы, бросали в воду венки и гадали на них.

На Иванов день до восхода солнца необходимо было собрать 12 лечебных трав, так как считалось, что целебные свойства растений сохраняются до освещения их солнцем. Собранные травы использовали в лечебных и знахарских целях.

Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена. В с. Болдыревка Острогожского уезда говорили: «вянки завивали, значит, гулять по сялу». На венках гадали: бросали в воду и смотрели: если утонет, значит, несчастье будет, а если поплывет — благополучная жизнь.

Одним их характерных ритуальных действ в Воронежской губернии был обряд кумления, во время которого в с. Копанище Острогожского уезда говорили «давай пожалеемся». «Покумившиеся» девушки считались родственницами и дружили всю жизнь.

Парни и девушки в Иванов день разжигали костры, прыгали через огонь, отдавая дань очистительной магии. Принято было обливаться водой, «чтобы дождь пошел».

Готовиться к этому празднику начинали накануне, на Аграфену Купальнипцу (6 июля) — с этого дня разрешалось купаться. Сохранился обычай не только обливать друг друга водой, но и «валяться по утренней росе». Считалось, что от этого лицо девушки будет молодо и румяно.

2 августа в православии отмечается Ильин день. В это время часты грозы. Илья — грозный святой. Он — повелитель грома, молнии, дождя, покровитель урожая. Потому на Илью не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай. Считалось, что он ездит по небу на огненной колеснице, запряженной конями, отчего и происходит гром. Его знак небесного огня — колесо с шестью спицами. Русские считали, что на земле идет дождь, когда «грозный» Илья развозит по небу воду для святых и проливает ее. В селе говорили: «Редкий случай, чтоб на Ильин день дождь не пошел или грома не было» или «Илья поехал копны считать».

Илью почитали как бога, поэтому оставляли последний несжатый сноп «Илье на бородку». Бородой назывались последние, несжатые и украшенные лентами колосья на обжатой ниве. Считалось, что в них живет Дух хлебного поля, хозяин урожая. Недаром в величальных песнях так и пели: «Уродись ты, рожь да пшеница, да всякая пашница!». Также был обычай класть под пучок связанных колосьев «кусочки хлеба и сала — Илье на бородку». Угощение оставляли на камне, на стеблях «бороды» или на куске ткани, изображающем скатерть, что явно намекало на жертвоприношение. С именем Ильи связываются многие народные поговорки: «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «Илья-пророк — косьбе срок».

Потом наступает время Спасов. Название этих праздников появилось благодаря слову «спасаться», т.е. сохранять урожай. В каждый из Спасов православные верующие традиционно освещают продукты в церкви.

14 августа — первый Спас — медовый, маковый. В это время пекли маковые пироги и запивали их медовым квасом. Лучшим - липовым - медом поминали родителей.

19 августа — второй Спас — яблочный. В христианском календаре он значится как «Преображение Господне», в народном календаре — один из праздников урожая. Еще живо ветхозаветное поверье, что святой Петр трясет в раю яблоню и угощает плодами души умерших детей. Поэтому матери, лишившиеся детей, до второго Спаса не ели яблок. В этот день их носили для освящения в церковь и угощали ими родственников.

Хлебный, ореховый Спас (29 августа) — третий Спас, когда пекли пироги из нового хлеба. Это была первая встреча осени.

В конце лета в селах отмечалось Успение (28 августа) — день телесной кончины Пресвятой Богородицы. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

После Успенского поста (28 августа) начинались посиделки, которые назывались «приспешками».

День святого Флора отмечался 31 августа. В этот день выпускали из хлева лошадей, купали, «выводили на село, и их освящал священник».

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. Россияне продолжают отмечать национальные праздники, верят в старинные приметы и предания. Наша страна стала домом для ста девяноста народностей, крайне важно уважать и сохранять культурное наследие каждого народа.

Лана Витальева