Ядерный щит России: как всё начиналось

Ядерный щит России: как всё начиналось

11 февраля текущего года исполнилось 80 лет со дня, когда в СССР было принято решение о старте военного атомного проекта. Его реализация не только помешала Западу применить ядерное оружие против нашей страны, но и обеспечила паритет, удерживающий мир от Третьей мировой войны.

Гарантом безопасности России служит классическая ядерная триада: межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, подводные лодки с ядерными ракетами и стратегическая авиация — носитель ядерных боеприпасов.

Эффект спонтанного деления ядер урана-235 открыли в 1940 году советские физики Георгий Флеров и Константин Петржак. Дальнейшие работы прервала Великая Отечественная война. А осенью 1941 года советская разведка узнала, что попытки создания «урановой бомбы» активизировали за рубежом. В сентябре агенту НКВД в Великобритании Дональду Маклину удалось добыть секретную информацию о том, что английское правительство прорабатывает вопрос создания бомбы чрезвычайной разрушительной силы.

Эти сведения легли в основу операции советских спецслужб по добыче информации о разработке урановой бомбы.

В 1942 году в письме к Сталину ученый Г.Н. Флеров вновь говорит о необходимости срочно заняться созданием атомного оружия. Генсек вызвал к себе академиков Иоффе, Хлопина, Вернадского, Капицу. На вопрос Сталина, кто бы мог возглавить работу, Иоффе ответил: без сомнения, И.В. Курчатов. В 1943 году его назначили руководителем атомного проекта. Куратором ядерных исследований стал Лаврентий Берия.

Изучая разведданные по этой тематике, Курчатов удивлялся тому, какая мощная концентрация научных и инженерно-технических сил брошена в США на разработку атомного оружия. Но создать таковое советским физикам до конца войны так и не удалось. Зато в Америке успешно прошло испытание – взрыв первой в мире атомной бомбы в пустыне Аламогордо. Сталин узнал об этом на Потсдамской конференции 1945 года. В августе того года президент США одобрил атомную бомбардировку двух японских городов - Хиросимы и Нагасаки.

Советский Союз в кратчайшие сроки путем колоссального напряжения сил и ресурсов в условиях первых послевоенных лет создал свой первый атомный заряд. Его успешно испытали 29 августа 1949 года. Это событие означало, что США лишились монополии на обладание атомным оружием. Но речи о достижении паритета с американцами тогда не шло: слишком велик был разрыв в количестве атомных бомб. Например, в 1950 году у СССР было лишь пять атомных бомб, а у США — почти 300. В 1954 году Советский Союза довел свой арсенал до полутора сотни атомных бомб, а у США их было свыше 1600. Несоизмеримы были и возможности средств их доставки. У США в начале 1950-х годов были стратегические бомбардировщики, а у СССР надежных средств доставки ядерного оружия на территорию США еще не было. И главное - в ответ на успешное испытание первого советского атомного заряда президент США Гарри Трумэн в конце января 1950 года объявил о запуске в Америке полномасштабной программы создания термоядерного (водородного) оружия, первые образцы которого превосходили мощностью уже имевшиеся атомные бомбы в тысячу раз.

Так возникла угроза новой монополии США — на обладание термоядерным оружием. Без создания в СССР аналогичного вида оружия опасность ядерной войны, вероятно, стала бы неотвратимой. Поэтому советское руководство в конце февраля 1950 года постановило начать создание отечественного термоядерного оружия. В СССР к тому времени уже был создан необходимый задел по этой тематике.

Важнейшим этапом советской термоядерной программы стала разработка и успешное испытание 12 августа 1953 года первой отечественной водородной бомбы РДС-6с. Мощность взрыва составила 400 килотонн в тротиловом эквиваленте — в 20 раз больше, чем при взрыве первого советского атомного заряда.

Первый советский термоядерный заряд по двухстадийной схеме получил индекс РДС-37. Его создание потребовало больших конструкторских, экспериментальных, технологических работ, которые велись под руководством Игоря Курчатова и главного конструктора КБ-11 Юлия Харитона. Появление ядерного оружия в СССР потребовало и создания средств его доставки к цели. Образно говоря, без первой советской атомной бомбы не было бы ни стратегического бомбардировщика Ту-160, ни межконтинентальных баллистических ракет «Тополь».

8 октября 1955 года Совет министров СССР постановил провести испытания новой водородной бомбы. РДС-37 с самого начала создавалась как авиационный боеприпас под перспективные самолеты нового поколения и баллистические ракеты. Поэтому было принято решение испытать ее на Семипалатинском полигоне, сбросив с самолета Ту-16.

Первоначально дата испытания была назначена на 20 ноября 1955 года. Ту-16, несущий РДС-37, с экипажем под командованием майора Федора Головашко вылетел на цель с аэродрома Жана-Семей. Но к моменту захода на точку сброса резко, вопреки прогнозам, ухудшилась погода, полигон закрыли облака, вышел из строя и радиолокационный прицел. Поэтому прицельно сбросить бомбу оказалось невозможно.

Так первый раз в истории ядерных испытаний встал вопрос о вынужденной посадке самолета, несущего водородную бомбу. На Центральном командном пункте специалисты решали, что делать. Рассматривался даже вариант сброса бомбы в горах. Топливо у самолета было на исходе, Ту-16 с бомбой разрешили приземлиться только после того, как ученые дали письменное заключение о безопасности посадки самолета, а специалисты ВВС проанализировали все сценарии возможной аварийной ситуации при посадке.

имел относительно Из-за короткой взлетно-посадочной полосы аэродрома Жана-Семей Ту-16 сел с парашютным торможением, с трудом вписавшись в полосу.

Новая попытка испытания состоялось 22 ноября, и она оказалась успешной. Мощность взрыва РДС-37 составила 1,6 мегатонны тротилового эквивалента.

За создание водородной бомбы РДС-37 более 2400 человек были награждены высокими наградами.

Что касается ракетного вооружения, то уже тогда США рассматривали ракеты как один из наиболее простых и эффективных способов доставки ядерных боеприпасов к целям на территории СССР. Америка, сумевшая в конце войны захватить ведущих немецких ученых-ракетчиков и созданную ими технику, имела преимущество, но довольно быстро утратила его.

Первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой стала Р-7 Сергея Королева, которая 4 октября 1957 года впервые вывела на околоземную орбиту искусственный спутник. Это знаменовало начало не только космической эры, но и эры гонки стратегических атомных вооружений.

К счастью, СССР никогда не применял ядерное оружие в военных целях, в отличие от США. Хочется верить, что и в современном напряженном мире ядерный потенциал России будет лишь сдерживающим фактором для «горячих голов» на Западе. И люди увидят «атомный гриб» только на исторических фото.

По материалам сайтов Expert.ru, ria.ru, kulturologia.ru