Влияние интернета на психику ребёнка

Влияние интернета на психику ребёнка

Новости из области образования все больше напоминают фронтовые сводки. То мы узнаем о керченском стрелке, то о зарубившем свою семью топором подростке из Екатеринбурга. То отчисленный из колледжа студент, который вдруг «ощутил себя Богом», пошел в школу, где когда-то учился, отомстить за прошлые обиды совершенно незнакомым людям. То в городке Березняки Пермского края 16-летний лицеист напал с ножом на 74-летнюю учительницу… А 6 декабря 2023 года в городе Брянске произошёл ужасный случай: ученица 8-ого класса расстреляла своих одноклассников.

Куда катиться мир?! Вместо того чтобы радоваться жизни и общаться с реальными друзьями, наши дети погрязли в виртуальной реальности. 

Трудно в условиях современности представить свою жизнь без компьютера. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По опросам, около 80% школьников буквально теряют голову от компьютерных игр, причем больше половины детей знакомы с ними с 5-6 летнего возраста. И как тут не задаться вопросом: «Каково влияние компьютера на психику школьника?»!

Практически каждый школьник хотя бы раз в жизни пробовал играть в компьютерные игры. Замечено, что мальчики увлекаются играми, в которых больше присутствует агрессии и насилия (и это тревожный сигнал), а девочки выбирают больше развивающие игры на логику, мышление и ловкость. Самый высокий рейтинг имеют игры, которые требуют ловкости, а также спортивные. Затем следуют боевые и игры с элементами насилия.

Некоторые опросы показали, что выбор компьютера школьником в качестве хобби в большой степени зависит от позиции родителей. Как оказалось, родители тех школьников, которые увлекаются компьютером, имеют более высокий интеллектуальный и образовательный уровень, чем родители тех детей, которые заняты другими хобби. Здесь, видимо, образованные родители лучше понимают роль компьютера в дальнейшем интеллектуальном созревании их ребенка и соответственно создают благоприятные условия для занятия именно этим видом хобби.

Безусловно, нам нужен компьютер с его выходом в Сеть. Но все должно быть в меру. Многие школьники в интернете ищут развлечения, многочасовое общение в чатах и игры онлайн, у них даже возникает психологическая зависимость. Те же школьники, которые используют компьютер для учебных и познавательных целей, совершенно иначе относятся к компьютеру и интернету, но все равно имеется риск развития различного рода нарушений в психике школьника. И чем младше ребенок, тем больше вероятность вредного влияния компьютера. Причем затрагиваются все сферы деятельности организма. Например, сфера эмоций и социальных контактов: школьники, увлеченные компьютерными играми, чаще всего одиноки, у них нет друзей, они плохо находят контакт со своими сверстниками, не посещают кружки, общественные поручения выполняют неохотно. Возрастает опасность различных физических и психических расстройств: дети жалуются на переутомление, боли в ногах и руках, ухудшение зрения, головные боли, трудное засыпание, общую возбужденность. Родители порой даже и не подозревают, что причиной этих психических расстройств у их чада является компьютер. Кроме того, повышается уровень агрессии у школьников, количество правонарушений среди детей, увлекающихся компьютерными играми, гораздо больше. У подростков возникает перераспределение интересов, дети перестают увлекаться литературой, музыкой, учебой и т.д. Но больше увлекаются просмотром видео и телевизора и, как это ни странно, начинают заниматься спортом.

Симптомы, свидетельствующие о психологической зависимости школьника от компьютера:

•хорошее самочувствие и настроение за компьютером;

•ребенок не может остановиться и продолжает сидеть за монитором;

•постепенное нарастание временного интервала, проводимого за компьютером;

•отстранение от семьи и друзей;

•постоянная ложь родителям в оправдание за свое увлечение;

•устойчивые проблемы с учебой или поведением;

•агрессивность и раздражительность во время нахождения не за монитором;

•желание все время проверять наличие электронных писем;

•количество денег, расходуемых онлайн, увеличивается.

Все эти симптомы можно встретить у людей любой зависимости: алкогольной, наркотической и др. Если не предпринять никаких мер, то со временем это усугубляется и превращается в манию. Так, отрицательное влияние компьютера на психику школьника проявляется в неуравновешенности, рассеянности, самоизоляции, неряшливости, изменении привычных ценностей. К близким и родственникам, друзьям такие дети относятся наплевательски. Все это ведет к глубоким личностным изменениям и появлению новых и неприятных черт характера. А все призывы к этическим нормам не дают результата.

В отличие от взрослых, которые чаще всего делают свой выбор осознано, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Повышается агрессивность, количество вспышек гнева и насилия увеличивается. Дети перестают фантазировать, они теряют способность создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают и обобщают информацию, у них снижена память, они становятся безответственными, и наблюдается так называемая эмоциональная незрелость.

Как предотвратить отрицательное влияние компьютера на психику школьника?

• Интернет в комнату ребенка проведите как можно позже, так как после этого ситуацию вы упустите из-под контроля.

• Не следует доверять антивирусным программам, ни одна из них не является надежной. Лучше определите со своим ребенком, какие сайты «хорошие», а какие «плохие».

• Создайте для каждого члена семьи свой рабочий стол на компьютере.

• Объясните ребенку, какие опасности скрывает интернет и какие у него преимущества. Ведь рано или поздно ребенок наткнется на различные сайты с аморальным содержанием, при этом он не должен опасаться наказания.

• Определите время, допустимое для нахождения своего чада перед экраном монитора, и сами строго придерживайтесь графика.

Если все предупредительные меры не помогли или вы с ними опоздали, если ваш ребенок все же стал интернет-зависимым, тогда вам поможет только помощь психолога.

Компьютер может стать самым заклятым врагом, а может стать другом, может помочь, а может навредить, с его помощью можно найти друзей, а можно полностью изолироваться от общества и стать одиноким. Родители обратите внимание на своих детей!

Если вы стали свидетелями жестокости подростков, сообщите нам о происходящем по номеру телефона: 8 (473) 210-48-38.

Каданцева Ю.Ю.