История Воронежа. Каменный мост

История Воронежа. Каменный мост

Первый июньский ливень затопил не только улицы Воронежа, но и фактически смыл одну из опор Каменного моста - старейшего воронежского моста. Весть о разрушении исторической воронежской достопримечательности моментально разлетелась по средствам массовой информации. Шутка ли, в 2026 году «каменный дедушка» отметит свой 200-летний юбилей. Сейчас рухнувшая опора Каменного моста ремонтируется. А мы решили рассказать о «воронежском долгожителе».

Каменный мост - первый кирпичный мост города – памятник истории и архитектуры. Он - главное украшение улицы Карла Маркса. До революции улица называлась Старомосковской. Еще в допетровские времена это был главный тракт, связывающий Воронежскую крепость с Москвой. Именно по этой дороге Петр I въезжал в город.

В XVII веке на этом месте построили Ямскую слободу и возвели Воскресенскую церковь.

В XVIII веке после принятия нового генерального плана застройки Воронежа Старомосковская улица утратила значение одной из главных. Центральными стали Ново- или Большая Московская улица (ныне Плехановская) и улица Большая Девицкая (Платонова и 9 Января). О благоустройстве бывшей Ямской слободы в начале XIX века городские власти не слишком заботились. Высокие холмы и крутые овраги в непогоду размывало, и немощеные дороги превращались в трясину. Лошади, которые с повозками двигались к реке Воронеж по Богословскому спуску (улица Чернышевского), нередко ломали ноги. Этот участок Старомосковской улицы получил название Волчьей Ямы.

Многие городские чиновники и простые жители понимали, что на Богословском спуске необходимо возвести мост. Однако на это не хватало ни сил, ни средств. На строительство решился губернатор Николай Кривцов. Николай Кривцов – личность незаурядная. Ему пришлось многое пережить: и настоящие сражения, и ампутацию (без наркоза!). Несмотря на это, он остался по-настоящему хорошим человеком, радеющим за страну и желающим работать честно. Многие поступки он совершал во благо города и горожан, даже если это угрожало его карьере.

С именем Николая Кривцова историки связывают сдвиги в городском благоустройстве Воронежа. В годы его правления вымостили камнем центральные улицы и улучшили съезды к реке.

Самым «историческим» поступком губернатора Кривцова было возведение моста на Богословском спуске.

Он понял, что мост необходим городу срочно, перед началом осенне-зимней распутицы. Однако для такого строительства требовалось получить Высочайшее повеление из столицы: губернаторы и казна были строго подотчетны императору. Но Николай Кривцов понимал, что на бюрократические процедуры уйдет слишком много времени, и приказал начать работы без согласования с вышестоящими инстанциями. Как опытный чиновник, Кривцов знал, что за ослушание его серьезно накажут. Но нужды города он поставил выше своей карьеры.

Мост построили в августе-сентябре 1826 года по проекту воронежского архитектора Ивана Блицына. Стоимость работ была внушительной – 5596 рублей. Расположенные рядом спуски замостили и укрепили стенами от оползней. Это был первый в Воронеже мост – не деревянный, а из кирпича. В те времена этот строительный материал называли камнем, а потому и сам мост получил наименование Каменный.

За строительство моста и расходование средств губернатору объявили выговор и даже назначили штраф. Хотя позже от уплаты штрафа его освободили, признав объект нужным городу. Однако репутация Кривцова как губернатора все же пострадала. Зато ему были благодарны воронежцы, оценившие все преимущества нового моста. Район сразу стал одним из самых уютных уголков города. Со второй половины XIX века в темное время суток здесь горели керосиновые фонари. Покой местных жителей охранял полицейский – около моста находилась его будка. Место около моста облюбовали воронежские богачи, на близлежащих улицах вскоре появились многочисленные особняки состоятельных купцов.

Нынешняя репутация моста как главного свадебного символа города имеет давние традиции и связана с Александринским приютом. Детские дома раньше содержались исключительно за счет средств благотворителей. Сиротским приютам активно покровительствовала Александра Федоровна - жена Николая I. Заведение открылось в 1848 году и было названо именно в ее честь.

Александринский приют - одно из красивейших зданий Воронежа, а еще он ознаменовал эру влюбленных «паломничеств» к мосту.

Этому способствовала одна красивая легенда. В приюте жили и учились девушки из благородных семейств, оставшиеся сиротами. В день выпуска на мосту собирались молодые люди, желающие жениться. Они ждали, что к ним выйдут красавицы из приюта. Если какой-то воспитаннице нравился кавалер, она приводила его в приют и получала благословение на брак. Приданое ей дарил город. Считалось, что пары, встретившиеся на Каменном мосту, будут счастливы в браке. Так было положено начало славной любовной традиции, связанной с эти местом.

Уже в новое время Каменный мост пережил две большие реконструкции: к 400-летию города, в 1984-1986 годах, и к 425-летию – в 2011-м.

В ходе ремонта мост укрепили, металлическую ограду заменили на кирпичную.

Будучи одной из визитных карточек Воронежа, мост сохраняет свое эстетическое, историческое и функциональное (переезд через спуск) значение. По праву Каменный мост – одно из живописных мест нашего города.

Так пожелаем же Каменному мосту скорейшего восстановления!

Светлана Гайворонская