Защита прав потребителей: как можно вернуть товар

Защита прав потребителей: как можно вернуть товар

Кто из нас не бывал в ситуации, когда приходишь домой, распаковываешь купленную в спешке, или под влиянием рекламы, или под сиюминутным настроением вещицу, смотришь, а она-то тебе совсем не нужна? И как быть: смириться с выброшенными на ветер деньгами или вернуть купленную вещь в магазин?

Решать только вам, ведь закон на вашей стороне. Свои права лучше знать, поэтому мы напоминаем об этом читателям «Рекламной Сороки».

ФЗ «О защите прав потребителей» обязывает владельцев торговых точек принимать и обменивать товар, даже если тот вполне надлежащего качества, не требует ремонта и замены на функционально полноценный. Срок, в течение которого человек может вернуть товар, — 14 дней. Купленное нужно принести в магазин, обратиться к продавцу и передать ему заявление по установленной форме. Часто владелец торговой точки дает свой бланк заявления.

Но бывает всякое. Например, у вас не хотят принимать заявление на возврат товара. Отправьте документ заказным письмом с уведомлением. Чтобы, если будет необходимо, предъявить доказательства Роспотребнадзору или в суде. Тогда законные права покупателя вступают в силу, и вы можете выбрать товар с оптимальными характеристиками.

Но как быть, если нужный товар отсутствует? Ваши права защищены статьей 25 ФЗ «О защите прав потребителей»: при отсутствии товара, который покупатель хочет видеть взамен, наступают основания для прекращения действия договора купли-продажи. В этом случае продавец обязан вернуть уплаченную за изделие сумму в течение трех дней с момента, когда покупатель обратится с просьбой обменять товар. Другой вариант — договориться. Продавец, получив от покупателя желаемые характеристики товара и контактные данные, может сообщить своему клиенту о поступлении в продажу нужного изделия, как только оно будет доставлено поставщиком.

Если же продавец не соблюдает права покупателя при возврате или обмене товара, то клиент магазина вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, в суд или же прокуратуру.

Но есть товары, которые нельзя обменять из-за несоответствия по фасону, форме, цвету и т.д. Они указаны в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020 г.

Список внушительный. Вот некоторые из них: парфюмерия, косметика, предметы гигиены, провода, кабели и шнуры, линолеум, ковролин и другие отделочные материалы подобного типа, носки, нижнее белье, трикотаж, стиральные порошки, мыло.

Если вы купили товар, а он оказался с дефектом? Согласно ч.1 чт. 18 ЗоПП, вы имеете право: обменять его на аналогичный или на другой с перерасчетом стоимости; получить бесплатный ремонт; аннулировать договор купли-продажи и вернуть уплаченную сумму. Обратиться в магазин можно в течение всего гарантийного срока, который устанавливается продавцом или изготовителем. Если этот период не определен, право на предъявление претензий сохраняется в течение двух лет после совершения покупки (п.2 ч.1 ст. 19 ЗоПП). Причем расходы на перевозку изделия, подлежащего возврату, в полной мере возлагаются на продавца.

Но закон может быть и на стороне продавца. Магазин обязан выполнять предписанные законом процедуры, только если изделие испорчено не по вине покупателя. Выявить правоту чьей-либо стороны призвана экспертиза.

Еще один важнейший нюанс. Часто дорогостоящие изделия реализуются с большой скидкой. Как правило, в своих же интересах продавец информирует покупателя о причине скидки, тогда права продавца при возврате товара будут надежно защищены. Доказательствами того, что магазин заранее сообщил о соответствующих особенностях товара, могут быть записи в чеке, в прилагаемых к изделию документах.

За чей счет экспертиза? Если не получается прийти к соглашению с продавцом, она назначается за счет магазина (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП). Также вы имеете право самостоятельно заказать экспертизу, но с обязательным оповещением продавца о месте и времени ее проведения. Если она покажет, что дефект возник не по вашей вине, расходы будут возмещены магазином.

Закон несколько осложняет возврат так называемых «технически сложных» товаров, перечисленных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ №924 от 10.11.2011. Чтобы вернуть уплаченную за них сумму, покупателю нужно успеть отнести их в магазин в течение 15 дней после приобретения. Главный критерий признания техники «сложной», который отмечается многими специалистами, — различного рода «электронная» начинка. Например, компьютеры всех типов, МФУ, комплекты спутникового ТВ, игровые телевизионные приставки, кухонная техника, водонагреватели и т.д.

Это отдельная категория товаров, которая не подлежит возврату на общих основаниях. Согласно п.7 ч.1 ст. 18 ЗоПП, вы можете вернуть их только в случае обнаружения дефекта: в течение 15 дней, если он незначительный; в течение гарантийного срока или периода службы — если существенный.

Технически сложные товары нельзя вернуть при надлежащем качестве, а при возникновении дефектов вам предложат только бесплатный ремонт. Возврат денег возможен, если недостаток нельзя устранить либо товар снова сломался после восстановительных работ.

При онлайн-покупке следует аннулировать договор купли-продажи. При таком способе покупки возврату подлежат даже технически сложные товары надлежащего качества.
Важно знать свои права, чтобы не попадать в неприятные ситуации, а если это случилось, то преодолевать испытание, применяя закон и терпение. Удачных покупок!

Лана Витальева